Осьминог навыков: план роста на год
Задание первой недели в Школе редакторов — нарисовать Осьминожку навыков. Это метафора профессионального роста в бюро. Каждая щупальца — отдельный навык. Чем больше голова, тем больше навыков получится развить. Должны быть и свободные слоты: для наращивания новых умений и подключения других осьминожек. Например, использовать не только свои возможности, но и подключать других специалистов.
Я делала Осьминожку только по навыкам, которые я хочу развивать как редактор. Личные, спортивные, текущие рабочие цели не закладывала, для них у меня отдельные планы.
Как делала задание
У меня получилось три этапа:
1) Еще до начала занятий я прочитала блоги студентов и выпускников Школы редакторов, узнала про Осьминожку. В Фотошопе я умела на тот момент только вырезать, изменить размер, вставитьтекст на плашке, а про некий Иллюстратор было даже думать страшно. Поэтому заранее изучила нужные инструменты и попросила знакомого дизайнера объяснить непонятные моменты. Нарисовала прототип, без привязки к навыкам.
2) Когда поступило задание, свела все навыки в таблицу Эксель, к каждому сделала «шкалу прокачки» от 0 до 10. Рассчитывала из личных ощущений, своей уверенности в навыке и способности «взять и сделать» в выбранной сфере. Например, до поступления в Школу я ничего не знала про правила создания интерфейсов, верстку и типографику — поставила 0. Текстами занимаюсь постоянно, для социальных сетей и блогов — оценила себя на 4 из 10.
3) Прототип превратила в готовую Осьминожку.
Что получилось
Получился такой осьминог с негласным именем Осьминог Сергеевич Навыков.
Что открыла для себя
Осьминожка помогла:
1) Определиться с целями. Раньше «прокачаться в текстах», «стать редактором» звучало абстрактно: непонятно куда бежать, что делать. После Осьминожки картина прояснилась: вот эти и эти навыки нужны.
2) Расставить приоритеты. Например, поняла, что английский я подтяну в процессе чтения литературы, а отдельное время выделять на него сейчас не буду. А типографикой, версткой, текстами нужно заниматься в первую очередь. Раньше распылялась, от этого были паника и вечное недовольство собой.
Я два месяца говорила себе: «Надо подтягивать английский», а потом переживала, что нет времени. Сейчас беру статьи и книги, которые рекомендуют в Школе, и читаю их, как есть. Вспоминаю лексику, вновь привыкаю к языку. Оказалось, что мои знания никуда не делись, просто немного запылились. Если попадаются непонятные слова — использую Xtranslate. Это расширение в Chrome, которое переводит выделенное слово. Сложно, медленно и обидно, что я не выделяла для английского времени раньше, но надо работать с тем, что есть.
3) Оценить свои силы и поставить реальные цели. Заоблачные цели отнимают силы и время на рефлексии и самобичевание, мучают. За год я не смогу стать экспертом в типографике, интерфейсах, но если продвинусь с 0 до 5 — это будет победа, а если получится до 8 — настоящее достижение.
Фокус на конечный результат отвлекает. Лучше «смотреть на мяч» и отмечать прогресс. Например, если в первый раз я сдала тест по интерфейсам на 60%, а в следующий — на 75%, то для меня это уже рост и достижение. Мне приятно двигаться дальше. А иначе я бы больше времени потратили на переживания, что у меня не 95%, а не на учебу.
Что дальше
Следующее задание после Осьминожки — составить план прокачки навыков на каждый месяц. Пока цель глобальная, большая, она выглядит страшно. Какая-то часть мозга говорит: «Всё же хорошо было, ну что ты начинаешь». Цель лежит, но непонятно, как к ней подойти, с чего начать. Выход — разделить цель на короткие действия с ожидаемым результатом и статусом «сделала/не сделала».
Пока мой план в таком виде. Он плохой: не везде написала, что получу в конце. Доработаю в течение недели.
Осьминожка навыков и план роста — хорошие инструменты в любой сфере, чтобы подумать и честно оценить свои навыки: что прокачать, где усилиться, где стать экспертом. Не обязательно рисовать ее красивой. Достаточно создать документ в Екселе и составить таблицу, сгруппировав навыки по каждой цели.