Кейс: вебинары в Тинькофф Бизнесе. Система и редпроцессы. Часть 1. Как все начиналось
Это кейс о том, как со стороны редакции было устроено производство вебинаров в Тинькофф Бизнесе: что делала редакция и как менялся процесс.
Этот кейс будет полезен, если компании нужно на постоянке делать вебинары или другие похожие задачи и вы не знаете, как это организовать.
Место действия: Тинькофф Бизнес.
Период моей работы над задачей: март 2020-го — апрель 2021-го включительно. Все вебинары после апреля делаются уже без моего участия.
Команда: руководитель продуктовых маркетологов Ася Челован, продуктовые маркетологи, я как главред редакции, редакторы, дизайнер и корректоры. Эйчары и юристы банка, эксперт по праву Антон Дыбов.
Контекст и оговорки
К моменту запуска вебинаров продуктовая редакция под моим управлением была уже год. У нас была собрана и постоянно пополнялась команда. Мы держали на себе много разных задач: лендинги, презентации, КП, стори, обучение, сценарии. По каждой задаче в редакции был настроен понятный процесс.
Всё это важно учитывать, потому что может сложиться мнение, что сначала не было ничего и вдруг за неделю возникли вебинары. Если нужно нанимать редактора с нуля и настраивать работу, то уйдет намного больше времени. Но я это проделала намного раньше — об этом будет отдельный кейс.
В этом кейсе я рассказываю только о работе редакции в процессе создания вебинаров. Я не раскрою стоимость вебинара, ROI и другие показатели — всё это конфиденциально и на стороне маркетинга. В процессе участвуют еще другие люди: например, маркетологи и видеоредакция — без них ничего не получилось бы. То же самое, если нет крутых экспертов и ведущего. Все эти люди важны, без них ничего не получится, но я могу рассказать только о роли редакции.
Локдаун бизнеса в марте 2020 года: первый вебинар, сделали за 7 дней
Началось все в марте 2020-го: коронавирус, паника, президент объявляет о локдауне, всем дают выходные на неопределенный срок, бизнес в панике, все закрывается. Тут же стали выходить новые законы и постановления, но мало кто понимал, как их применять и как они влияют на бизнес.
Ситуация. Было напряженно. В редакции в том числе: если бизнес закрывается, а мы работаем для бизнеса, то как дальше? В этот момент Ася Челован — руководитель продуктового маркетинга Тинькофф Бизнеса — предложила сделать вебинар. Тема — что бизнесу делать в этой ситуации: как быстро перейти на онлайн, кому это нужно, как влияют новые законы и постановления на бизнес. В этом вебинаре нужно было дать понимание бизнесу, что им делать. Плюс к этому мы давали от Тинькофф Бизнеса полезные инструменты и показывали, как они помогают вести работу в это время.
До этого момента у редакции было много других задач, но вебинары мы никогда не делали. Но Ася сказала, что сейчас лучшее время, чтобы запускать этот формат. Ася была главным драйвером этого процесса: разговаривать о вебинаре мы начали в пятницу, а в следующую пятницу Ася вышла в прямой эфир из студии Тинькофф.
«На момент запуска было понятно, что ничего не понятно. Ситуация для малого бизнеса менялась почти каждый день, люди тонули в огромном количестве информации, разного качества. В условиях неопределенности было важно выйти на прямой контакт с аудиторией — показать, что мы не безликая корпорация, а сервис с человеческим лицом, во-первых. Во-вторых, дать проверенную и понятную информацию».
Ася Челован
На мой взгляд, очень важно, чтобы в компании задача по запуску нового продукта была приоритетной — кому-то из команды это было очень нужно и влияло на результаты. У нас был такой случай.
Публикация о вебинаре — 31 марта 2020 года
Проблема — упаковать много информации от разных экспертов. Вебинар должен был ответить на все важные вопросы бизнеса на тот момент.
Слайд из презентации с содержанием вебинара
Ведущей должна была быть Ася. Она прекрасно разбирается в маркетинге и продвижении, но в вебинаре нужно было осветить еще множество других моментов, например изменения в законодательстве и кадровых вопросах. Для этого редакторам нужно было собрать информацию у юристов и эйчаров.
Сложность была в том, что все законы менялись на ходу. Юристы и эйчары разбирались во всем тоже на ходу — эти же нормы им надо было внедрять в банке. То есть у них своей работы выше крыши, а еще мы со своим вебинаром.
Что нужно было подготовить. Нам были нужны три пакета материалов: для вебинара, после вебинара и ресайзы.
Для вебинара в порядке приоритета:
- Лендинг, стори в мобильные приложения банка — для продвижения вебинара, чтобы люди о них узнали. Это нужно было сделать первым, чтобы уже начать привлекать людей. А для этого нужно было понять, какие темы мы будем освещать. В общем, одно за другое цеплялось.
- Письма — уходят, когда люди регистрируются на вебинар и письма-напоминания.
- Информация для Аси — то, что ей нужно будет рассказывать, все те сложные штуки про законы и сотрудников.
- Презентация — покажем на вебинаре.
Мы не заморачивались, чтобы сделать идеально. Мы думали только о том, чтобы дать максимум информации и в срок. Например, лендинг написали и сделали на собственном бесплатном конструкторе сайтов от Тинькофф — за день.
Кусок лендинга — собрали из простых блоков Конструктора Тинькофф. Выглядит он не очень, но тогда мы могли быстро собрать только так
После вебинара — наглядные материалы, которые получат все участники:
- шаблоны документов — например, для арендодателей, для сотрудников;
- промоматериалы — например, шаблоны объявлений на двери магазина, постов и т. д.;
- инструкции — как быстро сделать сайт, чтобы выйти онлайн и не терять клиентов;
- спецпредложения — скидки и бонусы от партнеров, которые помогли бы бизнесу в это время.
Так в итоге выглядел список
Еще делали ресайзы — это материалы на основе вебинара, например статьи. Но о нашей системе ресайзов я расскажу как-нибудь в другой раз.
Процесс работы. Сначала над материалами вебинара работали два редактора — Тоня Сергеева и Диана Дёмина. Они взяли на себя весь объем задач, работали 7 дней, с отрывом, кажется, только на сон.
Я была на подхвате, взяла на себя отдельные задачи, организовывала процесс, проверяла качество всех материалов. На Асе и ее команде был огромный пласт работы по продвижению вебинара — а это даже важнее, чем создание материалов. Мы можем написать какие угодно классные презентации и шаблоны, но если никто не придет — вебинар провалится.
На второй день мы поняли, что два редактора не справляются. Сделали чек-лист материалов, дали клич в нашу редакцию, и к задачам присоединились еще ребята, стало легче. Этими редакторами были Инна Лушина, Анна Волкова и Наталия Турашова.
Часть чек-листа задач и их распределение между редакторами
По материалам до и после вебинара редактором было нужно:
- Сначала понять, что вообще меняется для предпринимателей, — эту информацию можно было собрать в интернете, но она была неточная и противоречивая. Почти каждый день выходили новые постановления и уточнения (а то и несколько раз на день) — часто даже опытные юристы не знали, как их трактовать.
- Структурировать информацию, найти противоречия и понять, что нужно уточнить у юристов и эйчаров. Проверить абсолютно всю информацию с экспертами. Иначе может получиться так, что Ася в прямом эфире скажет что-то недостоверное, мы введем бизнес в заблуждение, люди об этом узнают и перестанут нам доверять, — ответственность большая.
- Созвониться с юристами и эйчарами — это наши внутренние эксперты в банке — и получить ответы на все вопросы. Сложность была еще в том, что эти специалисты были по горло загружены еще внутренними задачами — ведь им надо было решать все те же вопросы внутри банка.
- Собрать всю информацию — в сценарий для Аси. Потом — упаковать в презентацию, шаблоны документов, статьи и все остальное.
- Сделать прогон с Асей: пройтись по сценарию, понять, что все логично. Во время прогона, например, выяснилось, что еще есть пробелы. Так бывает, когда кто-то свежим взглядом смотрит на информацию и говорит: «Слушайте, а вот если предприниматели спросят такое, как мы ответим? А если такое?» И это работа редактора еще раз все проверить и опять уточнить информацию с экспертом.
- После прогона появился дополнительный список вопросов. С ним редакторы опять шли к экспертам, выясняли информацию, дополняли материалы.
- Я проверяла все материалы на ходу и уже готовые, чтобы у нас было одинаковое качество всего.
- Потом отдавали юристам, корректорам и в дизайн.
Я не буду подробно описывать каждый пункт, за этим всем стояла большая работа. Например, на подхвате дежурили наши дизайнеры. Как только что-то было готово, они тут же забирали в работу, потом отдавали, мы писали замечания, они правили. Или, например, юристы и так были перегружены, приходилось договариваться, чтобы было быстрее. Диана взяла на себя основную нагрузку и постоянно была на связи со всеми экспертами, Асей и дизайнерами.
Всё постоянно менялось. Я нарисовала упрощенную схему работы редактора. Упрощенная — потому что по дороге все еще постоянно менялось. Например, сегодня могли выпустить постановление с новыми льготами, мы включали их в вебинар, на следующий день выходило уточнение, и нужно было вносить изменения. В реальности согласований было намного больше, чем на схеме. Такое было время.
Схема работы редакторов
Наш консультант по праву Антон Дыбов постоянно отслеживал все изменения в законах и присылал новую информацию.
Опять что-то новое в законах
Если мы находили информацию об изменениях, то не могли просто внести ее в сценарий, сначала надо было проверить с экспертами: «А мы правильно все поняли? Нигде не обманываем?» Как я уже говорила, если бы мы где-то ввели предпринимателей в заблуждение, мы потеряли бы доверие. Так что созвоны и согласования были весь день, до глубокого вечера.
В чате подбиваем список документов, которые надо будет отдать предпринимателям
Тут же в чате появлялись новые задачи, дублировали их в Трелло, чтобы ничего не потерять, а редакторы подхватывали.
Распределяем задачи в чате
Как уже говорила, я касаюсь только работы редакторов. За спиной редакции была огромная работа Аси и ее команды маркетологов по продвижению. Причем Ася одновременно погружалась в наш сценарий, в постоянные изменения и управляла продвижением.
Сейчас я смотрю на эту схему наших действий, и она мне кажется слишком громоздкой. Но это сейчас — когда за плечами несколько десятков проведенных вебинаров. А тогда мы были первопроходцами.
Всё получилось. Вебинар состоялся в срок, в первые дни получил более 10 000 просмотров.
После вебинара всем предпринимателям ушли полезные материалы, дальше фрагменты некоторых из них.
Кадровики отдали нам шаблоны, а мы привели их в удобный для предпринимателей вид
Шаблон объявлений
Сделали гайд о переходе в онлайн для бизнеса — его тоже получали участники вебинара. Все эти материалы можно до сих пор получить, если зарегистрироваться на лендинге.
Гайд выглядит как целая методичка — предприниматели могли ее сохранить даже в телефон и пользоваться
Внутри гайда — подробные инструкции по всем вопросам перехода в онлайн
По итогам вебинара выходили статьи на других ресурсах:
- Как перевести бизнес в онлайн — статья Тони Сергеевой.
- Как бизнесу следить за изменениями в законах — статья Ани Волковой.
- Как бизнесу защититься от отмены платежей — статья Тони Сергеевой
Вебинар по госзакупкам — второй ковидный
Дальше был вебинар о госзакупках — участвовали уже два ведущих в формате разговора. На редакции были такие задачи:
- Лендинг и письма.
- Сценарий для участников — реплики и вопросы для ведущего, информация для эксперта.
- Презентация.
- Материалы после вебинара: гайд по процессу госзакупок, инструкции, статьи.
Главным от редакции по этому вебинару была редактор Анастасия Волошенко. От банка были лучшие эксперты в госзакупках.
Подготовка тоже была непростой. Кто хоть немного знает про госзакупки в России, понимает, что даже в обычные времена черт ногу сломит во всех правилах и требованиях. А в начале ковидных ограничений ситуация была ужасающей: информация менялась несколько раз за день. Причем часто сами эксперты в госзакупках не знали, как трактовать изменения. Приходилось много раз пересогласовывать материал — провели несколько созвонов.
После вебинара всем участникам уходил такой список материалов:
Письмо после вебинара
Материалы вебинара можно получить, если зарегистрироваться на лендинге.
Чек-лист по процессу закупок — актуален и вне коронавирусных ограничений. Мы его доработали и пользуемся сейчас, когда нужно клиентам рассказать о госзакупках
В гайде по госзакупкам подробно рассказали о каждом шаге — это тоже актуальная инструкция и для внековидных времен:
Содержание гайда
Провели по всему процессу закупок и написали частые ошибки
Отдельно сделали гайд по тому, как случайно не получить штраф:
Каждый гайд — это не просто текст, это примеры документов, шаблоны. Везде понятно, куда смотреть и на что обращать внимание
Еще несколько вебинаров во время пандемии
Я не буду дальше подробно описывать каждый, но было еще несколько вебинаров во время пандемии. Где-то было больше подготовки, где-то меньше, но в целом процесс похожий.
Об изменениях в налогах — эксперт Антон Дыбов рассказывает, что изменилось и как это понимать бизнесу. Тут мы не делали сценарий и прогоны, эксперту это было не нужно. На стороне редакции были лендинг, промоматериалы, материалы после вебинара.
Вебинар с Романом Кумаром Виасом и Асей Челован — об изменении поведения покупателей в пандемию. Был черновик презентации от эксперта, мы ее доработали и сделали все промоматериалы для вебинара.
Круглый стол с представителями среднего бизнеса — что им пришлось изменить в кризис.
Что дальше
Вебинары стали удаваться, но все еще были на коленке. Поэтому следующим шагом предстояло построить процесс. Это самое важное и интересное. Переходите по ссылке, если интересно.