Кейс: вебинары в Тинькофф Бизнесе. Система и редпроцессы. Часть 2. Построение и ускорение процесса
В первой части кейса я рассказала о том, как редакция помогала делать самые первые, я называю их — ковидные, вебинары в Тинькофф Бизнесе.
Но главное главредское правило: если задача повторяется, у этого должен быть описанный процесс. Ок, давайте посмотрим, что это за процесс и как он менялся.
Построение процесса
Первые ковидные вебинары мы делали на коленке. Каждый новый редактор шел по стопам того, кто делал прошлый вебинар. Информацию передавали в чатах. Так всегда бывает, когда запускается производство нового продукта. Но без процесса эту историю невозможно было бы масштабировать. Например, могло случиться так: редакторы, которые уже делали вебинары, заняты другой работы, других редакторов из команды пришлось бы погружать заново каждый раз заново.
Если редакция постоянно делает какие-то задачи и там всегда похожие действия, неоптимально управлять вручную. Я не люблю завязывать процесс на себя: считаю, что надо построить процесс, который потом совсем или почти не зависит от меня или другого человека в управлении редакцией, — любой редактор берет и делает вебинар и у него минимальное количество вопросов.
Вебинар идет час, а посмотрите, сколько всего нужно сделать
Понятная последовательность действий. С самого начала работы я описывала процессы по всем продуктам, которые выпускала редакция. Процесс — это вся информация, которую нужно знать редактору для решения задачи. Например, надо сделать лендинг. Даже редактор-новичок открывает документ и видит: лендинги бывают такие и такие, твои шаги по созданию такие, согласовать надо с тем-то, задачу засчитываем, когда вот такие условия. На каждый такой продукт — презентации, стори, посты и т. д. — есть отдельный документ, по которому идут редакторы.
Процесс должен охватывать всю важную информацию, без которой редактор не сможет сделать работу
Прописаны примерные сроки
Это маленькая часть описанного процесса. Выкладывать целиком я его не буду — это никому не будет полезно. В каждой конкретной компании нужно строить свой процесс: он зависит от задач и ресурсов. Если скопируете мой, скорее всего, ничего не получится.
Командная работа.Над вебинаром работает команда редакторов. Есть ответственный за вебинар редактор — он отвечает за то, чтобы все материалы были готовы в срок. В разных вебинарах это может быть разный человек. Например, если редактор постоянно работает с сервисами по работе с самозанятыми, то он и будет ответственным на вебинаре о самозанятых.
Ответственный редактор — главное лицо для заказчика в вебинаре. Например, маркетолог по РКО ставит задачу о том, как бизнесу начать продавать на Алиэкспрессе (такой вебинар у нас тоже был). У задачи появляется ответственный редактор, он главное лицо для маркетолога, с него маркетолог спрашивает, что и когда будет готово, ставит ему мелкие задачи по ходу. Дальше так:
Сначала — редактор такой: «Мне надо получше понять, что за вебинар». Идет и общается с заказчиком и экспертом. Например, в случае с Али экспертом был представитель российского Алиэкспресса. На созвоне заполняет заявку по вебинару.
Кусок заявки на вебинар, который заполняет редактор вместе с экспертом и заказчиком
Потом: «Ага, теперь стало понятнее. Надо распределить задачи». Дальше он понимает, что в данном вебинаре ему придется делать. Многое зависит от того, как мы будем продвигать вебинар, всё это редактор согласовывает с маркетологом. Составляет таблицу с распределением задач. Идет в чат редакци: «Ребята, у меня крутой вебинар, кто хочет со мной?» Набирает команду.
Дальше ответственный редактор распределяет задачи между редакторами.
В таблице видно, кто и что делает, когда будет готово. Так ответственному за вебинар проще видеть все картину и ничего не упустить. Эту же таблицу видит маркетолог, вписывает туда свои задачи по этому вебинару
Дальше ребята делают задачи, согласовывают с экспертом и маркетологом, делают прогоны. У них появляется презентация, сценарий, другие материалы, все постепенно публикуется, запускается промо. В срок происходит вебинар.
Редакция работает самостоятельно, главред не держит каждого за ручку. Смотрите, что самое главное. Я как главред не слежу за каждым. Меня зовут, когда надо посмотреть на готовые материалы. И даже не зовут, а просто кладут материалы в мою стопку Трелло, а я проверяю. Я занимаюсь своими задачами, а не судорожно всех мониторю. Если что-то случится, редакторы постараются все решить сами, а в крайнем случае — позовут меня. Все последние вебинары проходили практически без моего участия, только иногда я почитывала чаты и проверяла готовые материалы.
Мне важна эта самостоятельность. Я не хочу быть незаменимым человеком и все контролировать.Я хочу, чтобы все работало, даже когда я в отпуске.
Все редакторы постепенно прокачиваются в вебинарах. В редакции — грейдовая система, и вебинар могут делать только опытные редакторы. Эти редакторы уже участвовали в вебинарах, но делали простые задачи под присмотром ответственного редактора. Во время такой работы увидел, как делается вебинар, прокачался и в конце концов берет вебинар как главный.
Масштабирование: хотим больше вебинаров, и их надо делать быстрее
В январе Ася и маркетинг решили, что хотят делать больше вебинаров. Раньше у нас был примерно один вебинар в месяц. А тут хотелось делать по вебинару в неделю. Надо было найти, как сократить время на производство.
Вместе с Асей мы прошлись по всем задачам и поняли проблемы. Например, до этого ведущим вебинаром мог стать человек, который умеет здорово вести вебинар, но сам не эксперт в вопросе. Например, маркетолог по кросс-сейлу уже вел несколько вебинаров, он отлично говорит и не смущается, поэтому его зовут вести вебинар по торговому эквайрингу. Да, он знает продукт, но не так глубоко, как продуктолог и маркетолог самого торгового эквайринга. В итоге редактору приходилось:
- Сначала общаться с экспертом и собирать всю информацию.
- Передавать информацию ведущему.
- Ведущий изучал информацию, погружался в сценарий. Ему приходилось как бы заново узнавать обо всех тонкостях нового продукта. Все устроено сложно, на это нужно время.
- Приходилось проводить минимум 2—3 прогона.
- Приходилось много раз отвлекать эксперта по мелочам и звать на все прогоны.
В общем, все это порождало слишком много согласований. Решили, что нужно брать эксперта, который отлично знает тему. Тогда время можно сократить:
- вместо сценария делаем тезисный план;
- эксперт сам накидывает презентацию по этому плану;
- проводим один прогон, на котором смотрим, чего не хватает, и чистим перья презентации.
Сразу время на подготовку вебинара сокращалось.
Потом я еще раз прошлась по остальным задачам и поняла, где мы можем ускориться. Например, в самых первых вебинарах мы всем участникам высылали ответы на все содержательные вопросы. Редактор собирал их из чата, общался с экспертами, готовил ответы и отсылал в письме после вебинара. Сначала таких вопросов было немного — 10—20. Но со временем зрители начали понимать, что можно просто прислать свой вопрос и даже не смотреть вебинар, а мы обязательно подробно ответим в письме. Да и вопросы стали из серии: «Вот заплатил за патент столько-то, страховые взносы такие, в первом квартале заплатил столько-то, посчитайте, сколько я должен платить во втором квартале». Редактору надо было общаться с бухгалтером, да и по сути мы стали бесплатными консультантами по бухгалтерии. Но в банке для этого есть недорогая услуга.
В итоге вопросов было больше 50, на подготовку ответов стало уходить много часов работы редактора. Письмо отправляли не через день-два после вебинара, а иногда через неделю. Посмотрели аналитику, увидели, что мало людей открывает и просматривает файл с ответами. Да и вряд ли кто-то из участников будет читать прямо все ответы. Мы решили отвечать на вопросы только на вебинаре и больше никаких документов не готовить. Если кому-то нужна консультация с бухгалтером, его связываем напрямую. И там человеку предлагают формат такой консультации.
В реальности задач больше, но принцип такой: пройтись по всем задачам и понять, на каком этапе мы тратим больше всего времени и как можно ускорить
В общем, важно оценить все задачи и посмотреть, что и на каком этапе зависает. Чаще всего какую-то из задач можно просто исключить или решить с помощью шаблона. Например, мы так сделали со стори и лендингами. Есть разработанные шаблоны. В лендинге меняем слова и обложку. В стори — если надо выпустить срочно, можно просто поменять слова в шаблоне. Если время есть, дизайнеры еще нарисуют картинку.
В феврале обкатывали процесс, в марте прошло три вебинара, на апрель запланировано еще три. Сейчас 10 апреля, уже прошел один вебинар. Уверена, можно ускориться еще.
Полезные материалы
Рекомендую почитать каналы тех людей, которых я упоминала.
Канал Аси Челован о маркетинге
Канал редактора Тони Сергеевой — о том, как редактору подходить к какой угодно сложной задаче
Канал редактора Дианы Деминой о редакторских буднях
Мой канал «Безжалостная Ильяхова» о построении редакций и работе редактора