Что читать и куда идти, чтобы стать редактором?
Иногда в инстаграме провожу сессию вопросов-ответов и самый частый вопрос: «Какие книги прочитать и какие курсы пройти, чтобы стать редактором? Школу редакторов — это обязательно?».
Слышите как звучит этот вопрос: не — что нужно уметь, а что нужно прочитать и пройти. И вот на что это похоже.
Женщина спрашивает: «Как мне удачно выйти замуж?». Психолог говорит ей, что нужно красиво одеваться и ходить в места скопления приличных мужчин. Она покупает платье и начинает ходить по экономическим конференциям, где собираются главы делегаций и члены правительств. Формально она выполнила требования: вот платье, вот мужчины. Но этого мало. Нужно быть увлеченной темой, иметь свою сферу интересов и уметь поддержать разговор — и я не знаю, что еще. Ну и желательно не ходить с вывеской на лбу «хочу замуж».
У статей типа «Что в рюкзаке у известного дизайнера» обычного множество просмотров и перепостов. А потому что у людей появляется ощущение, что покупка такого же блокнота для набросков приблизит их к миру Дизайнеров.
Идет вебинар по сильному тексту, много полезных штук, а люди спрашивают: «Ой, а в какой это программе вы пишете текст? А что это у вас за программа для рисования? Надо себе установить»
Ну то есть создается ощущение, что нужно окружить себя атрибутами, чтобы кем-то стать. И это ошибка, которая не дает двигаться вперед и правда стать крутым редактором.
Нет, не обязательно иметь запись о том, что прошел две ступени Школы. И не обязательно устанавливать Саблайм текст, можно писать в Ворде, Гугл-доках или где-то еще. Это всего лишь инструменты, которые помогут решить задачу. Но ее надо УМЕТЬ решать.
Так что про Школу редакторов, как необязательно?
А вот так. Школа редакторов — тоже инструмент. И это очень сильная база знаний и навыков, с помощью которой человек может с нуля получить профессию редактора. Так было у меня, хотя я прошла только две ступени. Но еще раз: это инструмент, а не атрибут, которые дает сто очков вперед.
Я знаю абсолютно гениальных ребят с дипломом Школы редакторов. До Школы они тоже были бойцами, фигачили изо всех сил и не хныкали из-за правочек. Кто-то из них получил профессию редактора с нуля, кто-то углубил свои знания. Они использовали Школу как инструмент, чтобы стать сильнее, лучше решать задачи и зарабатывать больше. Повлияло, что они на год отдали обучению приоритет: вечерами после работы и детей верстали страницы, пробирались через критику преподавателей, не сдавались из-за падения в рейтинге и улучшали свои работы. Теперь они тоже не плюют в потолок, они фигачат еще больше.
Я работала с людьми, которые закончили несколько ступеней Школы. Но почему-то они ломались на элементарных правках и писали: «Я не буду работать с Усиченко, она дает много странных замечаний». Замечания были обычными, просто автор не смог или не захотел разобраться в теме и узнать аудиторию. Или, возможно, это было ниже его достоинства. Это еще одна проблема некоторых выпускников Школы: преувеличивать свою значимость.
Я знаю неприятных и скандальных редакторов из Школы, с которыми я не хочу иметь ничего общего. И никому не советую.
А что важно, чтобы стать редактором?
С марта я управляю продуктовой редакций в Тинькофф Бизнесе, в команде 11 авторов. Кажется, только один или два человека закончили Школу редакторов, кто-то вообще не учился там, у кого-то одна или две ступени.
Когда я искала авторов и смотрела тестовые задания, я не уделяла Школе первоначальное значение. Для меня это просто признак, что человек мог получить определенные знания и что в принципе мы будем говорить на одном языке. То есть мне не придется объяснять, что такое инфостиль и понимание задачи.
А еще у редакторов, которые учатся в Школе, есть привычка выкладывать свои работы. У меня большая аудитория в фейсбуке, я вижу работы и у меня складывается мнение о человеке. Я думаю: «О, круто, сильная работа». Или наоборот. Другие ребята обычно редко выкладывают работы (и зря), их труднее заметить.
Ребята, с которыми я работаю, писали в ответах на мою вакансию, чем могут мне помочь. А не размахивали передо мной дипломами, журналистким образованием или тем, что они мастера грамотности. Они писали что-то вроде:
«Ирина, мне понравилась вакансия. На прошлой работе делала это и это. Мне приходилось сталкиваться с бизнесом, вот тут брала интервью, вот тут писала статью, вот презентация. Я не заканчивала Школу редакторов, поэтому не уверена, хватит ли моего опыта. Но если можно, я хочу решить тестовое задание».
Помню, мне понравилось тестовое задание одной девушки, но я увидела, что она из Владивостока. У нас такая специфика работы, что приходится много общаться с маркетологами и продуктологами, а они работают по московскому времени. Я честно сказала о сомнениях, она ответила что-то вроде:
«Понимаю, что это может быть препятствием. Я подстраиваюсь под московское время, до 14.00 могу спокойно проводить созвоны. А с утра, когда в Москве еще ночь, спокойно делаю задачи».
Мы уже полгода работаем вместе, и я даже не помню, что у нас разница в часовых поясах. Она сама разруливает вопросы по созвонам и зовет меня только в самом крайнем случае.
Еще один автор без Школы редакторов берет на себя задачи по непролазно сложным темам, все эти банковские гарантии, тендеры, госзакупки. Чтобы разобраться, она выспрашивает экспертов, читает законы и комментарии, пишет и переписывает. За плечами уже несколько статей в Т—Ж, в Клерке, презентации, лендинги, сценарии. Появляется новая незнакомая задача — она готова брать и разбираться. Я знаю, что если есть проблема, она пойдет, все узнает, предложит варианты решения или все решит без меня. И я за это благодарна.
Еще один автор просто много делает. Возьмешь срочное? Да, давай. У меня бывают вопросы по тексту, тогда я просто пишу: «Давай будем теперь обращать внимание на это». Но мне несложно поправить текст, если он в целом адекватный. Или обратить внимание на ошибки, если человек правда хочет работать и я вижу, что он растет и учитывает мои замечания.
Очевидный совет
Мой совет: перестать обвешивать себя атрибутами и искать простой ответ, как стать крутым. Начинающим авторам советую идти в редакцию к сильному главреду, который им нравится по работам и отношению. Желательно — в продуктовую редакцию. С презентаций, лендингов стартовать проще, чем со статей.
А еще придется привыкнуть к тому, что придется много работать, переделывать, но четко оценивать свои силы. Если есть возможность, учиться в Школе или на курсах Максима Ильяхова, это даст огромный толчок вперед. Но цель — использовать эти инструменты, а не думать, что галочки, дипломы и чьи-то рекомендации сделают за вас все.
Признаки неадекватного главреда
Ася Челован о том, почему все равно придется шевелить мозгами
База знаний Максима Ильяхова со всем, что нужно знать редактору